КУЛЬТУРА РЕЧИ И ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ
Вопросы к зачёту
1. Что такое современный русский общенародный язык? Чем он отличается от русского литературного языка? Что такое норма литературного языка и что для неё характерно?
2. Какие два типа знаков вы знаете? Дайте их характеристики. К какому типу относятся языковые знаки? Что такое язык? Какие бывают языки по происхождению? Охарактеризуйте их. Какие базовые функции языка вы знаете? Охарактеризуйте их.
3. Какими бывают языковые знаки? Чем является слово? Что способствует процессу номинации? Что такое грамматические средства? Какими они бывают в русском языке? Охарактеризуйте их. Дайте примеры.
4. Какие структурные уровни языка вы знаете? Какие специфические единицы существуют на каждом уровне? Охарактеризуйте их. Какие науки изучают эти специфические единицы?
5. Что такое речь? В чём её отличие от языка? Какие виды речевой деятельности вы знаете? Какая речь называется выразительной, а какая уместной? Какие виды уместности вы знаете?
6. Какие методы изложения речевого материала вы знаете? Охарактеризуйте их. Какие типы речи вы знаете? Какие элементы включает в себя риторический жанр деловой беседы? Какие виды вопросов используются в деловой беседе?
7. Какие основные единицы речевого общения вы знаете? Охарактеризуйте их. Что такое прагматическое значение? Какие высказывания называются косвенными?
8. Что такое стратегия речевого общения? Чем она отличается от тактики речевого общения? Какие основные принципы речевого общения (аспекты речи) вы знаете? Охарактеризуйте их.
9. Что такое функциональные стили языка? Какие важнейшие стили вы знаете? Назовите их сферы применения и основные функции. Дате подробную характеристику двум из них (по выбору экзаменатора).
10. На основе какого анализа чаще всего определяются функциональные стили языка? Чем объясняется закрепленность слов за определенным стилем? Существует ли лексика, принадлежащая только одному стилю? Есть ли лексика, употребляемых во всех стилях без исключения. Дате подробную характеристику двум функциональным стилям (по выбору экзаменатора).
11. Что такое ораторское искусство? Какие синонимы к этому слову вы знаете? Что является важнейшим условием развития ораторского искусства? На какие науки опирается ораторское искусство? Какие виды красноречия вы знаете? Охарактеризуйте два из них (по выбору экзаменатора).
12. Назовите пять этапов выступления. Какие существуют виды речей в зависимости от основной цели выступления? Какие элементы может включать план агитационной речи? Какие виды текстов для выступления вы знаете? Расскажите о них. Расскажите о следующих методах изложения материала: анализ, синтез, индукция, дедукция.
13. Назовите пять этапов выступления. Какой может быть тема выступления? Какой должна быть её формулировка? Какие существуют виды речей в зависимости от основной цели выступления? Какие элементы может включать план информационной речи, содержащей анализ проблемы? Какие композиционные части классической публичной речи вы знаете? Расскажите о них. Расскажите о следующих методах изложения материала: аналогия, концентрический, ступенчатый, хронологический.
14. Назовите пять этапов выступления. Какие существуют виды речей в зависимости от основной цели выступления? Расскажите о следующих методах изложения материала: анализ, синтез, аналогия, концентрический, ступенчатый, хронологический. Какова композиционная модель индуктивного рассуждения / дедуктивного рассуждения? Какова композиционная модель повествования / описания? Какие требования предъявляются к словесному оформлению речи? Какие средства для установления и поддержания контакта с аудиторией вы знаете?